Cтрогановское училище 1950-1970-х годов

Училище помещалось на Спасской улице, недалеко от городского ломбарда, за красивой кованой решеткой XVII века - типовое кирпичное здание школы. Во время войны здесь был развернут госпиталь, после ликвидации которого многие из его обслуги перешли на работу в училище - кто лаборантом, кто уборщицей, а  кто и по хозяйственной части.

Пройдя мимо ограды, нужно было миновать пропускную будку, и уже тогда можно попасть во внутренний двор. Под длинным навесом - скульптуры: очень много слепков с классических оригиналов (все это куда-то подевалось после переезда на Волоколамское шоссе; в то время очень боролись с излишествами и от всякой орнаментики избавились с легким сердцем).

Здание небольшое. Рекреация первого этажа была перекрыта, и там размещался музей, где регулярно проходили занятия. У входа сидела придурковатая уборщица Варя и еще одна молодая женщина (тоже вроде уборщица, а может быть, именовавшаяся оператором). Носила эта вторая уборщица фамилию Грислис и слыла очень бедовая по мужской части. Недалеко от входа дремала горбоносая породистая старуха по фамилии Дроздова - иногда она просыпалась, спохватывалась и бежала в отдел кадров. А еще за столиком слева сидели и томились от безделья две молоденькие интеллигентные дамы. Одна из них, В. Покровская, стала потом женой знаменитого скульптора Вучетича, другая же, южного типа большеглазая Тамара Клюева - жена театроведа Виктора Клюева. Обе они относились к своей работе скептически, обе недавно кончили университет, обе ждали чего-то впереди. Директор музея - некто Челищев, пожилой человек с бородкой. Он тоже смирно сиживал за столом и был немногословен.

Что они все делали (кроме Вари, конечно, которая дремала непосредственно у двери и не давала что-нибудь утянуть) - не совсем понятно.

Вдоль стен стояли стеклянные витрины, а в них среди прочего - чудесная античная керамика, привезенная в известное время из Германии.

За узким, занимавшим всю среднюю часть длиннющего помещения столом обычно велись занятия. В торце замыкал перспективу портрет товарища Сталина во весь рост во всей красе своего маршальского величия.

Единственным человеком, без устали трудившимся, был реставратор по фамилии Каримов. Много лет он склеивал из кусочков дивные античные вазы для того, чтобы в один прекрасный день приехавший из Германии человек упаковал их в аккуратные ящики и увез в Берлин.

Вскоре директором строгановского музея стал очень энергичный Сергей Георгиевич Щербов, который несколько нарушил идиллическую обстановку, царившую в этом храме. С.Г. в ранней молодости учился в Строгановском училище, куда его отвели совсем ребенком. Ему очень хотелось работать в цвете, а его определили на обработку металла — такая была разверстка. Учился он у Ф.Ф. Федоровского, и на душе у него остался след от маленьких обид. Уже взрослым, придя с войны инвалидом, С.Г. окончил педагогический институт. Он хорошо знал древнерусское искусство и здорово пополнил фонды музея экспонатами, привезенными из экспедиций на русский Север и в Среднюю Азию, руководимых А.К. Чекаловым и А.Н. Тарасовым.



Карта сайта © Л. М. Холмянский, 2006
© Д. Ф. Терехов, составление, 2006
© Издательство «СканРус», 2006
© Engineer'sDesign, 2010